0

Рынок посуды из алюминия: объем рынка, перспективы импорта и отечественного производства

02.08.2019

Посуда из алюминия сегодня является одним из самых емких сегментов на рынке посуды. Алюминий обладает рядом уникальных преимуществ: он прост в обработке и литье, обладает отличной теплороводностью, легок, устойчив к коррозии и хорошо подходит для нанесения антипригарного покрытия. По стоимости алюминий очень доступен, что позволяет использовать данный металл для производства посуды во всех ценовых сегментах. Среди сковород и сотейников для домашнего использования посуда из алюминия с антипригарным покрытием занимает доминирующие позиции, также изделия из алюминия востребованы в сегменте посуды для духовых шкафов. Свою нишу в  наплитной посуде занимают алюминиевые казаны, кастрюли и ковши.

Общий объем российского рынка алюминиевой посуды (литой и штампованной, с покрытем и без покрытия) по итогам 2018 года можно оценить примерно в 35 млрд. рублей в розничных ценах. В последние три года наблюдается устойчивая позитивная динамика: в 2017 году объем рынка вырос примерно на 27% по сравнению с 2016 годом, в 2018 – на 15%.

Можно выделить два основных фактора, которые «виновны» за позитивную динамику продаж алюминиевой посуды. Ведущее значение, пожалуй, можно приписать маркетинговой активности федеральных сетей, и здесь выделяются акции лояльности. Благодаря им, в сбор фишек/наклеек и последующую покупку посуды вовлекаются люди, которые в иных условиях не задумались бы о ее приобретении. В этой связи стоит отметить, что алюминиевая посуда с антипригарным покрытием является в последние годы одним из самых популярным товаром для акций лояльности по сравнению с другими видами посуды. Акции лояльности позволяют дополнительно продавать миллионы изделий в ограниченных временной промежуток. Также на увеличение рынка алюминиевой посуды оказывает существенное влияние развитие отечественного производства, благодаря чему наблюдается усиление конкуренции со всеми благоприятными для покупателей последствиями: расширением ассортимента, низкими ценами, повышением общего уровня качества и т.д.

Принимая во внимание вышесказанное, и учитывая текущую динамику, можно предположить, что 2019 год не станет исключением, и рынок алюминиевой посуды покажет рост, превышающий темпы инфляции.

alum_market_2019_1.jpg

Доля импортной посуды из алюминия в стоимостном рублевом выражении в розничных ценах по итогам 2018 года составляет около 56%. Значительная доля импорта – 66% – принадлежит Китаю. Среди европейских стран выделяются Франция и Италия, на каждую из этих стран приходится порядка 11% от общего объема импорта. Доля Украины в импорте алюминиевой посуды составляет 4%.

Тенденция последних лет такова, что доля алюминиевой посуды, произведенной в Европе (включая Украину и Турцию), сокращается. Это связано как с укрепившимися позициями российских производителей, которые «отъедают» места на полках в первую очередь у европейской продукции, так и с тем, что один из активных и весомых игроков на рынке антппригарной посуды – Tefal – в сегменте литой посуды в значительной степени перешел на посуду, произведенную в Китае.

Долю посуды из алюминия российского производства в стоимостном рублевом выражении в розничных ценах по итогам 2018 года можно оценить в 44%. В последние годы наблюдался рост интереса промышленников к производству алюминиевой посуды в России. Число предприятий, занятых в этой отрасли, приближается к двум десяткам. В число крупнейших заводов сегодня входят «Сково», «Кукморский завод Металлопосуды», «Нева металл посуда», «АМР» и «Ландскрона» - на долю этих предприятий приходится более 70% от общего объема производства алюминиевой посуды в России. Предприятия «второго эшелона», к которым можно отнести производителей посуды торговых марок «Мечта», «Гардарика», «Горница», и др., проигрывают лидерам в объемах и возможностях, но не уступают в качестве и ищут нетривиальные возможности для продвижения.

Российские предприятия сегодня выпускают посуду практически во всех ценовых категориях, от эконом- до премиальной, что позволяет им успешно конкурировать с импортерами на внутреннем рынке.

17% произведенной в России алюминиевой посуды отправляется на экспорт. Главные каналы поставок – страны Евразийского союза и бывшего СССР. Самая привлекательная страна для экспорта на текущий момент - Казахстан, на долю этой страны приходится более половины от общего объема экспорта. А вот страны «дальнего зарубежья» российской алюминиевой посудой не интересуются, впрочем, и активных действий со стороны отечественных заводов в этом направлении не наблюдается.

У российских производителей есть неплохие резервы для развития в будущем. Совершенствование технологических процессов дает возможность снижать себестоимость и конкурировать с производителями недорогой посуды из Китая, а инвестиции в дизайн и маркетинг дают шансы на то, чтобы потеснить на полках премиальную посуду европейских производителей. На прошедшей выставке HousHold Expo, где принимали участие большинство производителей алюминиевой посуды, можно было наблюдать много новых линеек в среднем и премиальном ценовом сегментах. Это, конечно, не означает отказ от ценовой конкуренции, однако видны попытки за счет дизайна и маркетинга выйти за рамки массового сегмента и попробовать свои силы в производстве нишевых коллекций, рассчитанных на клиентов с притязательным вкусом.