0

Рынок посуды из стекла: состояние и перспективы

03.08.2019

Стекло в производстве посуды – достаточно универсальный материал. Разные рецептуры позволяют использовать его для изготовления товаров с разными функциональными и потребительскими свойствами. Можно выделить следующие категории посуды из стекла. Первая – это стекло для напитков, в диапазоне от супердешевых граненных стаканов до элитной хрустальной посуды. Вторая – столовая посуда и предметы сервировки из стекла и стеклокерамики. Третья – посуда для приготовления чая и кофе, заварочные чайники, колбы для френч-прессов и т.д., которые производятся в основном из боросиликатного стекла. Четвертая – жаропрочная кухонная посуда для использования в духовке и на плите. Пятая – банки и емкости для хранения пищевых продуктов. Шестая – стеклянные крышки для наплитной кухонной посуды, штампованные и литые, которые продаются отдельно. Также стекло используется при производстве колб для термосов и стеклянной тары, но данные товарные группы являются обособленными, и речь о них идти не будет.

Объем российского рынка столовой посуды по итогам 2018 года можно оценить примерно в 40 млрд. рублей в розничных ценах. Динамика за последние годы неровная – в 2017 году рынок просел на 4% по сравнению с 2016 годом, а в 2018 году вырос на 20%.

Наибольшее влияние на динамику рынка посуды из стекла на текущий момент, помимо общеэкономических показателей, оказывают два фактора: производственные возможности российских компаний и проведение масштабных акций в федеральных сетях (прежде всего, акций лояльности, которые позволяют вовлекать дополнительных покупателей). Определенное значение имеют и колебания стоимости рубля относительно основных мировых валют.

На долю импортной посуды из стекла по итогам 2018 года пришлось 66% от общего объема рынка в рублевом эквиваленте в розничных ценах, что на 3% меньше по сравнению с прошлым годом. Динамика импорта немного отличается от общей динамики рынка, но тенденции схожие. В 2017 году импорт сократился на 3%, в 2018 году - вырос на 16%.

В структуре импорта выделяются три страны. На долю Китая приходится 40% в денежном выражении, Франции – 22% и Чехии – 8%. Из стран бывшего СССР единственным значимым поставщиком стеклянной посуды является Беларусь (3%).

amb19_t_lsa_champaign.jpg

Среди российских производителей выделяются две компании, которые можно отнести к отраслевым гигантам: ООО «Посуда» (Нижегородская область, г. Бор) и Опытный стекольный завод (Владимирская область, г. Гусь-Хрустальный). Оба предприятия принадлежат иностранным компаниям – турецкому концерну Pasabahce и французскому Arc International соответственно. Суммарная доля этих заводов составляет около 80% от общего объема производства посуды из стекла в России, а производимая ими продукция в нижнем ценовом сегменте является самой доступной, в том числе и по сравнению с керамической посудой.

И ООО «Посуда», и Опытный стекольный завод активно развиваются и инвестируют значительные ресурсы в расширение производственных мощностей. Так, летом этого года стало известно о строительстве третьей очереди производства в г. Бор, стоимость которой оценивается в 4,5 млрд. рублей и запуск которой позволит увеличить объем производимой продукции на 205 тонн стекла в сутки.

В 2015-2016 годах шли разговоры и о строительстве нового завода Arc International в Калининграде к 2018 году, но реализовать планы не получилось.

У других производителей дела идут по-разному. Единственный производитель жаропочной посуды, Васильевский стекольный завод, работает в режиме конкурсного управления. Дятьковский хрустальный завод проводит ремонт и реконструкцию, а вот Первомайский стекольный завод в 2017 году был объявлен банкротом и находится в стадии ликвидации. Такие компании, как «ПРОМСИЗ» и «ДекорСтайлГласс» динамично развиваются и наращивают продажи. Стоит отметить и недавно появившихся игроков – Vellarti из Ростовской области и московскую компанию «Гласс Инк» (Ca Del Vetro).

sthome_aut19_pas_tumblr.jpg

Треть стеклянной посуды, произведенной в России в 2018 году, была экспортирована. География экспорта достаточно обширна, поставки идут более, чем в 40 стран. Значительная часть экспорта приходится на страны бывшего СССР (самые большие объемы отправляются в Украину и Казахстан), но есть крупные покупатели и в Европе, и в Азии. Динамика экспорта оптимистичная – в 2017 году рост составил 8%, а в 2018 году – 43%.

После существенного роста объема рынка в 2018 году, в текущем году, судя по предварительным данным за три квартала, можно ожидать незначительного спада или стабилизации продаж. В среднесрочной перспективе на российском рынке с большой степенью верояттности можно прогнозировать укрепление позиций отечественных заводов, благодаря как развитию их производственных мощностей, так и преобладанию среди покупателей людей с небольшими доходами, которые ориентированы на покупку недорогой посуды. Также у российских производителей стеклянной посуды есть все возможности по продолжению наращивания объема экспорта.