0

Сила привычки. Эмалированная посуда не теряет актуальности

05.05.2019

Российский рынок эмалированной посуды - один из самых емких в мире. Мало где еще эмалированная посуда достаточно успешно конкурирует с нержавеющей и алюминиевой, а производители эмальпосуды входят в число крупнейших игроков рынка посуды в целом. Динамичность рынка эмальпосуды делает его интересным для стороннего наблюдателя: с одной стороны есть классическая продукция и складывавшаяся под нее десятилетиями система сбыта, с другой - техническая возможность экспериментов и насущная необходимость адаптации эмальпосуды к меняющимся требованиям современных покупателей.

Общий объем российского рынка эмалированной посуды в розничных ценах в 2018 году можно оценить примерно в 10,5 млрд. рублей. На долю российских производителей приходится порядка 80 % от общего объема рынка, на долю импортеров - 20%. Основные направления импорта в 2018 году были Украина, Китай, Сербия, Турция. С 2019 года введен запрет на импорт эмальпосуды из Украины.

Баланс между эмальпосудой отечественного и импортного производства в значительной степени зависит от колебаний стоимости российского рубля, а также валют тех стран, из которых к нам поступает эмалированная посуда. В 2015 году импорт эмальпосуды существенно просел, но в последние три года динамика позитивная. В целом позиции отечественных заводов достаточно устойчивы в том числе и благодаря тому, что уровень локализации производства достаточно высок и позволяет удерживать конкурентоспособные цены даже в сложных ситуациях.

Значительная часть российской эмалированной посуды экспортируется (порядка 30% от общего объема производства). Основные потребители – страны бывшего СССР. В последнее время география экспорта также расширяется за счет стран дальнего зарубежья. Стоит отметить, что по эмалированной посуде наблюдается положительный баланс во внешней торговле – экспорт существенно превышает импорт. Данный факт для российского рынка посуды и товаров для дома можно считать нетривиальным.

enamel_ved.jpg

Что касается внутреннего рынка, то устойчивый спрос на эмалированную посуду формируется благодаря совокупности ряда взаимодополняющих факторов.

Первую группу факторов можно отнести к социокультурным. Позитивное отношение к эмальпосуде, сформированное в СССР, осталось до сих пор у покупателей среднего и старшего возраста. Также спросу на эмалированную посуду способствует образ жизни значительной части российских граждан и привычка делать запасы на зиму. Кастрюли, баки, ведра из эмалированной стали активно используются в переработка выращенных, собранных или купленных сезонных овощей, фруктов, ягод и грибов.

Вторая группа факторов обусловлена динамикой экономической ситуации. Уровень жизни в России заставляет большинство людей экономить, а главный массовый сегмент посуды в России - это эконом-класс, где у эмальпосуды есть устойчивые конкурентные преимущества и немного конкурентов.

Ассортимент эмалированной посуды можно условно разделить на три группы. Первая - самая большая – это кастрюли. Вторая - хозяйственная группа (баки, тазы, ведра), третья – предметы для сервировки и хранения (миски, кружки, контейнеры, лотки, и т.д.).

В низком ценовом сегменте (до 1000 рублей за кастрюлю небольшого литража) эмалированная посуда конкурирует с алюминиевой (без покрытия) и нержавеющей. Ее основное преимущество по сравнению с алюминиевой посудой без покрытия – возможность не только готовить, но и хранить приготовленную пищу. Посуда из нержавеющей стали даже эконом-класса стоит существенно дороже эмалированной и, как правило, плохо подходит для хранения, т.к используются марки нержавеющей стали низкого качества.

auchan_4.gif

В ценовом сегменте «средний минус» (до 2000 рублей за кастрюлю) основными конкурентами эмалированной посуды являются алюминиевая посуда с покрытием и недорогая посуда из нержавеющей стали. К кастрюлям из алюминия с покрытием привычка формируется, но достаточно медленно, кроме того, качественные изделия с толстыми стенками и покрытием среднего уровня сопоставимого литража в среднем стоят дороже эмалированных. Нержавеющая посуда данного сегмента - более серьезный конкурент, т.к. зачастую визуально для непосвященного в тонкости покупателя неотличима от более дорогой, имеет характеристики, позволяющие готовить без особых нервных затрат. Также даже в недорогих моделях нержавеющей посуды есть бонусы: слив жидкости через крышку без необходимости использования дуршлага, мерная шкала и т.д.

В ценовых сегментах "средний" и выше эмалированные изделия встречаются редко и, в основном, импортного производства. Фактор цены в данном сегменте не имеет первостепенного значения: обеспеченные покупатели обращают внимание на функциональность и дизайн. Также работа в среднем и премиальном сегментах требует эффективных маркетинговых коммуникаций с потенциальными покупателями, технологиями которых пока продавцы эмальпосуды не обладают.